Меню
  Страны Азии
  Страны Восточной Азии
  Страны Юго-Восточной Азии
  Страны Южной Азии
  Страны Юго-Западной Азии
  Страны Центральной Азии
  Австралия и Океания
  Азия — тесты
  Карта сайта


  Популярные новости
загрузка...


Маски Сычуаньской оперы



Сычуаньская опера – это одна из разновидностей традиционного китайского театрального искусства, зародившегося и получившего распространение в юго-западных провинциях Китая: Сычуань, Чунцин, Гуйчжоу и ряде районов провинции Юньнань.

Наибольшую известность, даже за пределами самого Китая, Сычуаньская опера получила благодаря искусству мгновенной «смены лиц» актерами во время представления. Для начала следует уделить внимание маскам, поскольку образцы сценических масок сычуаньской оперы это важнейшая составляющая в данном виде сценического искусства. Актеры сычуаньской оперы, играя на сцене, используют разнообразные расписанные маски и гримы, соответствующие и раскрывающие персонаж, присущие ему качества, образ, особенности характера. В Сычуани нет профессиональных мастеров рисующих эскизы для грима и масок. Актеры рисуют их сами. Чтобы добиться большего внимания публики во время представления актеры, подчеркивая особенности персонажа, основываются на собственных специфических чертах, по собственной инициативе создают гримы. Поэтому старые маски сычуаньской оперы индивидуальны, разнообразны и редко встречаются.

Кроме того, исторически сложилось так, что в сычуаньской опере существовала традиция устной передачи знаний и опыта от наставника ученику «ши дай ту». Наставники передавали свой опыт устно, на личном примере, рисуя маски непосредственно перед представлением. По окончании представления маска на лице начисто стиралась. Таким образом, каждое поколение актеров держало свои знания в уме и вносило в них что-то свое. Поскольку «учили словом, внушали сердцем» сложилось так, что письменных описаний образцов масок сычуаньской оперы крайне мало.

В сборнике «Маски традиционного театра Китая – маски сычуаньской оперы» в результате совместной работы с несколькими сотнями старых актеров было собрано более тысячи образцов сценических масок, имеющих отношение к нескольким сотням представлений. Данный сборник является богатейшим материалом и обладает высокой художественной и научной ценностью. Автор данного сборника, господин Гун Сы Цюань родился и вырос в г. Чунцин (совр. город центрального подчинения Чунцин на юго-западе Китая), с 19 лет и до самого ухода на пенсию его жизнь была связана с театральной школой сычуаньской оперы в Хэчуань (предместье Чунцина), где он занимал должность художественного руководителя. Сам Хэчуань примечателен тем, что он находился на важных путях в прошлом соединявших Сычуань и Чунцин.

И истоки Хэчуаньской школы Сычуаньской оперы можно проследить вплоть до середины XVII в. и до конца правления династии Цин (1912г.) здесь собирались как местные так пришлые театральные труппы, множество хороших актеров, ставивших множество забавных сцен. Гун Сы Цюань в довольно нелегких условиях (зная историю Китая середины XX столетия) на протяжении всей жизни занимался изучением данной театральной традиции. С 50-х годов минувшего века он собирал и делал рисунки образцов масок Сычуаньской оперы, главным образом находя и расспрашивая старых актеров. В его труде насчитывалось более 2-х тысяч образцов масок.

К сожалению, во время культурной революции в Китае (1966 – 1976гг.) большую часть материалов сохранить не удалось. В 70-80-х годах господин Гун снова начал собирать, систематизировать и делать рисунки, но на сей раз результаты его работы не были столь плодотворными, поскольку уже не было той базы, основания для сбора материала, на которую можно было опереться. Стерлись из памяти репертуары, да и сами многие старые актеры к этому времени покинули этот мир. Книга, содержащая альбомы с образцами масок разделена на две части, материал в первой части упорядочен в алфавитной последовательности имен театральных персонажей; вторая часть соответствует тематической последовательности. Причем стоит отметить, что обе части нисколько не дублируют друг друга, и материал не повторяется. В них кроме, изображений образцов масок различных персонажей традиционного китайского театра даются разъяснения различным особенностям этих персонажей. Например, даются пояснения к отличительным признакам разных масок характеризующих возрастные особенности одного и того же персонажа. Данный сборник в настоящее время внутри страны – единственный обобщающий материал, содержащий самое большое количество оригинальных исторических образцов масок сычуаньской оперы.

Сборник «Маски традиционного театра Китая – маски сычуаньской оперы» издан и является важным вкладом в сохранение и развитие традиционной китайской культуры. Маски эти ещё примечательны и тем, что в них нет ничего лишнего, в них всё является символом несущим определенную информацию о персонаже. Цвет маски является самым главным характеризующим признаком или символом персонажа. Именно цвета масок выражают их основные особенности, и использование цветовых тонов является основным принципом в традиционной китайской культуре. Например, среди масок сычуаньской оперы много красного цвета выражающего чувство верности долгу и являющегося неотъемлемой чертой популярных положительных героев. Использование чёрного цвета демонстрирует прямоту и беспристрастность персонажа. Белый цвет – признак лукавости, коварства, двуличности персонажа. Зелёный или синий цвета указывают на положительных, популярных героев – выходцев из простонародья (героев – повстанцев, храбрых воинов, благородных разбойников). Жёлтый (золотой), серебряный или серый несут в себе признак мистической, сверхъестественной силы и используются для обозначения богов, будд, бессмертных, отшельников и других волшебных персонажей.

Ещё один способ выражения специфических особенностей персонажа – наличие на масках иероглифического письма и разнообразных символов, обозначающих его принадлежность к определенному виду животных, его прозвище или фамилию и так далее. Причем иероглифы написаны, как правило, одним из традиционных каллиграфических стилей (чжуань, лишу, кайшу, синшу). Например, изображение иероглифа «шан» (гора), «шоу» (долголетие), серпа луны и ряд других символов на маске обозначают, что их обладатель – соблюдающий закон честный и бескорыстный высокопоставленный чиновник.




SQLite not install on server