Меню
  Страны Азии
  Страны Восточной Азии
  Страны Юго-Восточной Азии
  Страны Южной Азии
  Страны Юго-Западной Азии
  Страны Центральной Азии
  Австралия и Океания
  Азия — тесты
  Карта сайта


  Популярные новости
загрузка...


Храмы Кхаджурахо — глубина чувств, постичь которую невозможно заочно



Индия завораживает. Завораживает и потрясает туристов, заставляя не только любоваться памятниками архитектуры, но и сравнивать то, что не сравнивается. Не сравнивается не только потому, что это часть культуры другой страны, другого мира, другого восприятия — потому что мы другие, и наше измерение другое.

Индия, Тадж-Махал, запечатленное в камне чувство любви и средневековые храмы Кхаджурахо — та, вторая ее половинка, которую в нашей, да и не только нашей культуре не принято выставлять напоказ.

Возможно, мы только учимся восприятию и пониманию того, что нам не принадлежит, и не принадлежало, выражая свои мысли позаимствованными словами из других языков. Это не удивительно, ибо в нашем языке практически нет слов, раскрывающих эту грань человеческих взаимоотношений.

Удивительный мир из почти двух десятков храмов Кхаджурахо, построенных на рубежах первого тысячелетия, воплотили страсть и раскрепощенность не тела - духа. Подсказывая, что красота и ее противоположность это только наше сознание, отражающее наше отношение к миру материальному и внутреннему миру, границы которого необъятны, а понимание необъятности и определяет тот уровень, на ступени которого мы стоим. Может поэтому храмы Камасутры, так иногда называют творения древних индийских мастеров выстроивших архитектурные ансамбли в Кхаджурахо ЮНЕСКО, относит к разряду памятников Всемирного наследия.

Время безжалостно к творению человеческих рук. Из почти сотни построенных сооружений до наших дней сохранились всего лишь двадцать пять. Неоднозначно воспринимаемая, но, тем не менее, манящая своей раскрепощенной скульптурой Западная группа притягивает и манит туристов со всего мира. Восемь храмов возведенных правителями из династии Чандела — это бесчисленное количество украшающих их скульптур, как вырванный миг из жизни, или точнее - многих жизней, посвященный одной теме — эротике. Так ли это, можно ли утверждать что то, что отображено в скульптурных композициях, украшающих стены и внутренние помещения храмов, возведенных безупречно с точки зрения современной архитектуры и физики, без использования растворов закрепляющих кладку — это вся жизнь и ее приоритеты этого отрезка времени в истории страны. Кто же может ответить? Да и вообще правомерно ли задаваться таким вопросом?! Может чуть по другому — это частичка того пути, заключающегося в приобретении знаний, который проходил человек для того, что бы называться человеком. Только чьих знаний? Храмы Кхаджурахо — это множество вопросов, вопросов без ответов. Почему — наверное потому, что даже то, что относится к сугубо личному, мы по привычке пытаемся "втиснуть" в правило, одинаково трактуемое и понимаемое не много и не мало — всеми. Странно, получается, что мы не изучаем, не стараемся понять — мы заменяем тем, что для нас привычно и понятно, но тоже субъективно.

Это как сравнивать эпохи, в которых возводились храмы Кхаджарахо, писался трактат Камасутра к примеру с эпохой Ренессанса. Это та параллель, которая существует, но в которую очень трудно поверить — ведь храмы Кхаджарахо, во всяком случае, та их часть, которая расположилась на двадцати квадратных километрах одноименной провинции Индии, были открыты совсем случайно в середине девятнадцатого века. А вот общее, пусть замешанное на разных "декорациях", безусловно, просматривается. Запечатлено ли в этих скульптурах стремление к внутренней свободе? Наверное, на этот вопрос могли бы ответить те, по чьему приказу возводились эти шедевры, но то, что с современной точки зрения тысячи скульптур сливаются в единый и безупречный эротический сюжет, поражающий красотой и элегантностью — общепризнанный факт.

Открытие в 1838 году англичанами затерянного в индийских джунглях уголка другого мира, на котором, тем не менее, нашлось место всему населению земного шара, занятого поисками возможностей продолжения рода человеческого действительно, как магнитом притягивает. А разве может быть по другому, ведь и сегодня, как и тысячу лет назад, стоит Кандарья-Махадева — исполин, который украшают 646 скульптур, вознесшийся к небу на высоту тридцать одного метра и символизирующий Меру — гору Шивы.

Кхаджурахо и сегодня то место, где чувствуется изначально заложенное и постоянно поддерживаемое сочетание общей духовности и чувственности, основа которой является Мера. И вместе с тем развитая индустрия туризма, предоставляющая возможность каждому желающему увидеть собственными глазами все величие творения мастеров не только прошлого, увидеть и сегодняшний день этого уголка мира. И полюбить его и понять его. Так же как полюбить и понять жителей этой страны, увидеть то, какой путь они избрали и по какому идут. А заодно увидеть и понять себя, ощутить хоть толику той внутренней свободы, которая и приносит чувство наполненности и востребованности.





SQLite not install on server